пятница, 26 июня 2015 г.

Путешествие в Крым 2015 (Восьмой день. Херсонес-Таврический)

Древняя Корсунь

Восьмой день нашего отдыха в Крыму был, пожалуй, самым насыщенным. По крайней мере, в плане информации и просвещения.

Мы проснулись в 5:30 в то время, как солнце на небосклоне уже должно было сиять во всей красе, но, увы, почему-то в этот день у светила был выходной; небо затянуло плотной пеленой туч. Мы собрали с собой в дорогу парочку бутербродов и бананов, а также бутылку воды, а в 6:33 погрузились в автобус, который ждал нас на остановке Маяк. Водитель Эрнест, повёл автобус вперёд. На следующем пункте сбора к нам присоединилась, оставшаяся часть людей вместе с экскурсоводом Игорем Викторовичем Аушевым. Человек особо не приметный. Ростом около 170 сантиметров, полноватый, одетый просто, но увлекает с первых минут своей харизмой. Едва зайдя в автобус, он начал рассказывать обо всём, что виднелось в окнах. Мы получали информацию не только о пейзажах и достопримечательностях, но и о домах, разных людях, населённых пунктах… Да, обо всём. Всего и не вспомнить, но в памяти это отложилось. И просматривая фотографии, понимаешь, на фоне какого объекта делал снимки. Игоря было безумно интересно слушать. Он рассказывал не по вызубренному тексту, а своими словами. Не обходилось без юмора. Он постоянно шутил, что вызывало даже у спящих людей искреннюю улыбку. Он общался со всеми. Спрашивал и задавал вопросы. Это не было похоже на занудную экскурсию, это было похоже на дружеское общение. Таких экскурсоводов очень мало. Да, это был первый подобный экскурсовод. Если вы окажетесь в Крыму, и вам посчастливится попасть на экскурсию, которую  проведёт Аушев Игорь Викторович, будьте уверены, вам повезло!

Ну, что это я всё о нём, да о нём. Давайте теперь уже расскажу об увиденном. По дороге в Севастополь мы увидели множество населённых пунктов, таких как, Старый Крым, Грушевка (где никогда грушами и не пахло), Симферополь (столица Крыма) и другие. О каждом из них нам было рассказано множество интересного, но загружать мозг этим никому не хотелось, потому что целью нашей поездки был Севастополь, город воинской славы Черноморского Флота РФ. И вот, спустя 3 часа мы выехали из Республики Крым, но всё ещё находились на полуострове*. Перед нами открылись удивительные пейзажи, а потом и сам город.

Внешний облик Феодосии выглядит удручающе из-за обилия ветхого фасада зданий. В Симферополе, таким образом, выделяются высотки. А в Севастополе практически все строения радуют глаза. Более того, кладка многих зданий выполнена настолько искусно, что просветы между камнями едва заметны.

Спустя 25 минут путешествий по городу, мы наконец-то добрались до Херсонеса. Прохождение на территорию комплекса не вызвало ярких впечатлений. Ожидания были большими, но всё изменилось уже ближе к концу экскурсии, когда мы увидели визитную карточку Херсонеса – портик базилики, проще говоря, колонны.

За всю экскурсию было мало приятных моментов, в частности – экскурсовод. Если вспомнить нашего сопровождающего гида Игоря, который не просто рассказывал, а общался с туристами, и сравнить сухой рассказ о городе, который нам преподнесла Херсонесский экскурсовод, то разница, как небо и земля. Впрочем, она поведала достаточно интересных фактов, просто слушалось это всё нудно. Более того скажу, это не только моё мнение, но и мнение большого количества других туристов из группы, по лицам которых было отчётливо видно, что им скучно слушать эту женщину. А вот и самое время процитировать шутку одной туристки, не будем называть её имени.
При входе в Херсонес, с левой стороны, виднеются развалины древнего театра. Это один из первых объектов экскурсии, о котором идёт речь. Стоим, наслаждаемся видом. Экскурсовод рассказывает, что в спектаклях принимали участие только мужчины-актёры.
- Они выступали в масках. Представления могли длиться целый день. Люди, которые приходили посмотреть выступления, приходили туда с едой, и если им не нравилось выступление, они кидались в актёров едой. В крайних случаях актёров просто избивали.
И тут Яночка шепчет мне: «Интересно, а если не нравится экскурсовод, его можно избить?».
Чёрный юмор, но было весело. А ещё экскурсовод кашляла так, будто прямо сейчас курнула впервые в жизни. Многие в эти моменты пытались подавить улыбку на своём лице.
В Херсонесе мы увидели развалины монетного двора, жилых домов, храмов, вновь возведённый собор Святого Владимира. А ведь именно в этом месте древняя Русь была крещена. Согласно истории, в древности в этом месте находился храм, вероятно в котором, князь и был крещён. Нельзя не вспомнить историю о том, как он делал выбор между религиями. Удивительно, но Русь едва не стала мусульманским государством. Единственное, что остановило князя, так это сухой закон.
«Жён у меня и так много…», - сказал Владимир, волжским булгарам. Действительно у него было 5 жён, и ещё больше наложниц. А вот, веселиться без вина человеку русскому нельзя. Если дословно то: «Руси есть веселие пити», - ответил им князь на предложение. Так, мы и стали православными *.
Во Владимирский собор, к сожалению, мне попасть не довелось, ибо время очень сильно поджимало. Любой верующий после экскурсии мог поставить там свечку, а все другие просто полюбоваться византийской архитектурой. Это единственный в России православный собор, построенный в подобном стиле. Что ж, зайти туда я не успел, зато быстро прогулялся почти по всей территории Херсонеса. Пробежался вдоль береговой линии. Сколько же народу плещется у этого берега. Я бы не рискнул, но люди плавают и загорают.
Час свободного времени уже истёк на половину, и поверьте, время здесь бежит очень быстро. Для того, что бы как следует осмотреть древнюю Корсунь, требуется минимум полдня. Я практически бегал среди руин и не глядя фотографировал, чтобы уже по приезду домой изучать развалины. Не самый лучший вариант. Оптимально приехать в Севастополь на несколько дней и часов 10 посвятить Херсонесу.

Следующей нашей крупной целью значился объект 825ГТС, он же «музей холодной войны», ну, а если простым языком, то секретная база подводных лодок, находящаяся прямо под горой в Балаклавском районе.

Из названия уже можно догадаться о том, какие экспонаты вы там увидите. База была построена после второй мировой войны и вопиющего поступка американских лётчиков, сбросивших атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Именно тогда советское командование задумалось о постройках баз, способных выдержать атаки мощностью более 18 килотонн. В Америке тогда тоже понимали опасность Советского Союза и начали возводить подобные сооружения. Гора Шайен - один из самых известных подобных объектов в США.

Штольни стоит осмотреть. А ещё в этом музее нам повезло с экскурсоводом, прям этакая капитан Картер из сериала «Звездные врата: ЗВ1».
- «Фотографировать можно почти все объекты, находящиеся внутри. Запрещено запечатление меня и видеосъёмка», - вот такая строгая она, но внешне приятная.
К слову, по этой базе существует два типа экскурсий. Первая – это та самая пешеходная, на которую отправились мы; водная, осуществляющая перевозку туристов по водному каналу, проходящему сквозь штольню. В некоторых местах на базе температура опускается до +15с. Так, что захватите с собой тёплые вещи. Длина пешеходного пути составляет 1 км. За этот отрезок вы побываете в разных помещениях и увидите большую коллекцию макетов подлодок (в том числе АПЛ Курск), торпед, прочих военных экспонатов, древних предметов обнаруженных во время строительства базы, а при выходе с базы, даже самолёт истребитель. Впечатлений от подобной прогулки у вас будет много, а экскурсия стоит всего 200 рублей; по воде чуть дороже.
После этого нас ожидала прогулка на катере по Балаклавской бухте и близ неё. Молодой капитан судна предложил нам доплыть до Турции, пообещав, что через 24 часа достигнем берегов соседней страны.  Разумеется, это была шутка. Всё остальное увиденное во время морской прогулки – было настоящим и невообразимо красивым. Скалистые горы, пляжи в открытом море и исчезновение бухты * при выходе в открытое море.

После морской прогулки мы имели возможность погулять по Балаклаве. Я заглянул в винный магазинчик и купил 4 бутылочки вина по очень доступным ценам.
На этом наша экскурсия подошла к концу, мы погрузились в автобус и отправились обратно в Феодосию. Пока мы ехали,  погода изменилась в худшую сторону. Да ещё, на трассах в Крыму совсем нет освещения. Может оно и к лучшему в плане экологии, но ехать было страшно. Однако, водитель Эрнест довёз нас всех в целости и сохранности. Целых 4 часа пути мы проспали в дороге, а зайдя в гостиницу это дело продолжили.
Между Херсонесом и Балаклавой, мы успели посетить весьма интересные достопримечательности Севастополя. Это и Графская пристань с Павлом Степановичем Нахимовым, и набережная с памятником «Затонувшим кораблям».

Единственное чем бы хорошо было дополнить поездку, так это посещением «Музейного историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея». А так в целом всё разнообразно, и древность, и военная история, и прогулки. Яночке всё тоже понравилось.